Лыжи, жестко прикрепленные к ногам, позволяют горнолыжнику легко поворачивать на спуске и контролировать скорость. Но именно эта жесткая связь превращает лыжи в мощные рычаги, угрожающие ногам при падении. Крепления отвечают и за связь, и за безопасность ног. Решить эти противоречивые задачи не просто.
Крепления должны фиксировать ботинок на лыже в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Этот порог устанавливается регулировками креплений. Хорошие правильно настроенные крепления срабатывают только в экстремальных ситуациях (при спокойном катании довольно редко).
Главную роль в безопасности играет носок крепления.
Головка крепления удерживает носок ботинка на оси лыжи и моментально возвращает его на место после коротких ударов. Пятка работает так же: прижимает каблук вниз. Чем больше выставлено усилие срабатывания креплений, тем жестче связь. В современной технике важнее всего передача усилия закантовки лыжи (наклона вбок), здесь главную роль играет пятка крепления.
Чаще всего возникают винтовые перегрузки, опасные для малых и больших берцовых костей и коленей. Для защиты от винтовых травм все современные крепления выпускают носок ботинка вбок при превышении установленного порога срабатывания. Это самое главное направление срабатывания. Самые опасные нагрузки на ногу возникают при сложных падениях (вперед или назад) с вращением, особенно если колено выпрямлено или согнуто на острый угол.
Если вонзиться носками в снег по ботинки и двигаться дальше по стойке «смирно», возникает угроза ахилловым сухожилиям и задним крестообразным связкам колена. В этом случае пятки креплений освобождают каблук ботинка вперед-вверх, это второе стандартное направление срабатывания. Все современные пятки раскрываются при прямом падении так, как будто Вы сами нажали рычаг открывания. Пятка раскрывается редко, многие лыжники никогда не раскрывали пятку, особенно на коротких мягких лыжах. Падение вперед со скручиванием выпрямленных ног – одно из самых травматичных.
При глубоком провале назад (например, при падении) возникает угроза передним крестообразным связкам колена. Поэтому большинство универсальных креплений могут выпустить носок ботинка вверх. Это может пригодиться при кувыркании в рыхлом снегу, а также лыжникам со слабой физической подготовкой. Опытный лыжник с мощными ногами может создать большую вертикальную нагрузку на головку, хотя опасности еще нет. Поэтому некоторые гоночные модели не раскрываются вверх. При падении назад боковое раскрывание головки затрудняется. Для компенсации при небольшом боковом смещении ботинка головка креплений для неопытных лыжников должна становиться «мягче» в вертикальном направлении, даже если она не раскрывается прямо вверх.
Те, которые не приводят к травмам. Кстати, вес здесь не причем! Опасное усилие определяется формой костей, прочностью связок, мощностью мышц ног и их тренированностью. Для начинающего со средним физическим развитием нагрузка определяется приблизительно, по весу. Очень важно положение суставов. Обуйтесь, встегнитесь в лыжу и попробуйте стоя на месте медленно открыть носок своих креплений вращением корпуса, согнув ногу в колене на 90 градусов. Повторите то же, выпрямив ногу. Почувствовали разницу?
Необязательно. Крепления не знают, упали Вы или нет. Важно усилие в определенных направлениях.
Можно грохнуться на льду на скорости 80 км/ч через голову и прокатиться на спине, любуясь собственными лыжами на ногах. А можно выпрыгнуть из этих же креплений почти на месте, неловко подцепляясь к скоростному подъемнику.
Понятно, что слишком сильная затяжка креплений угрожает травмой. Но недотянутые крепления – вещь тоже очень неприятная. Дело в том, что даже начинающий чувствует нормальное падение заранее и падает ловко. Неожиданная потеря лыжи моментально сбивает лыжника с ног. К сожалению, это обычно происходит на максимальной скорости, на буграх, на льду. Подготовиться к этому невозможно, значит - синяки как минимум. Да и на любительских соревнованиях обидно сойти с трассы из-за «пляжной» настройки креплений. На большой скорости вне подготовленной трассы неожиданное падение может быть очень опасно.
Это максимальное расстояние, на которое может сместиться ботинок под нагрузкой и вернуться на место, не раскрывая креплений, если нагрузка пропадет. Эта характеристика важна для всех направлений срабатывания: носок вбок, вверх и каблук вверх. Большинство головок креплений отпускают носок ботинок при небольшом усилии, когда максимум уже пройден.
Почему так важна эластичность креплений?
Потому что крепления должны работать по-разному в разных ситуациях. Например:
Необязательно. Marker не приводит эту характеристику, это и понятно, его головки не могут похвастаться эластичностью в 45 мм, как, например, у Look. Но максимальное усилие (именно оно и нормируется по стандарту) возникает при меньшем смещении, дальше усилие сперва плавно, а потом резко падает. 45 мм – это расстояние, с которого ботинок еще может сам вернуться назад в идеальных условиях. Практически важнее диапазон смещения до максимума усилия. Здесь Marker со сложным механизмом Twincam – один из лучших. Старые крепления с низкой эластичностью приходится сильнее затягивать, иначе они будут часто срабатывать раньше времени.
Для опытного лыжника со «средними» параметрами (рост 175 см и вес 75 кг) и ботинком около 42 размера (подошва длиной 315 мм) большинство производителей рекомендуют установить регулировку усилия срабатывания на 6 DIN. Это означает, что максимальный момент скручивания (вокруг малых берцовых костей) не должен превышать 58 Нм. Максимальный момент раскрывания вперед - 229 Нм (данные взяты из таблицы Rossignol). Практически это означает, что на пятку может действовать отрывающее усилие в 70 кг, а на полной затяжке 9 DIN – 100 кг. Пиковая нагрузка может быть гораздо больше, при этом крепления не должны раскрываться или ломаться.
Типичные диапазоны регулировок креплений:
Нет! Если не считать «клонов» под разными торговыми марками, основные разработчики (Look/Rossignol, Salomon, Tyrolia/Fischer, Marker/Nordica, Atomic/Dynamic) используют разную кинематику головок, а иногда и пяток.
Иногда – более высокой пяткой, но обычно – только раскраской. Некоторые модели дамских креплений с максимальным усилием 9 DIN оснащены как более дорогие модификации. Это хороший выбор для легкой лыжницы.
В первую очередь - усилием срабатывания. Обычно оно регулируется в большом диапазоне. Очень важно, чтобы крепления соответствовали подошве. Подошва детских ботинок до размера 22-23 см уже и ниже, чем у взрослых. Некоторые детские крепления (Tyrolia, Look, Rossignol) универсальны по подошве, другие (Marker) – должны строго соответствовать типу колодки (либо детские, либо взрослые). Все детские крепления имеют большой диапазон настройки по длине подошвы ботинка (32-40 мм).
Чтобы отстегнувшаяся лыжа не укатилась. Еще ими очень удобно скреплять лыжи, но перетянуть носки липучкой все-таки стоит.
Простые «лифтеры» служат на карвах для увеличения плеча закантовки и подъема широкой части ботинка над снегом. Часто они выполнены из эластичных материалов для гашения вибраций. Обычно лифтеры ставятся для носка и пятки отдельно. Их высота 4-10 мм. Иногда лифтер располагается по всей длине креплений и выглядит как сложная платформа. Но пока крепления крепятся прямо к лыже на сквозных шурупах, эта деталь остается просто подкладкой. Дополнительный подъем может достигать 15 мм.
Кусок пластика (или металла), жестко закрепленный по всей длине сам по себе, даже без креплений, сильно искажает прогиб лыжи. Поэтому обычно жестко крепится только середина платформы, а концы скользят по лыже. Более сложные платформы имеют специальные тяги-распорки, которые поддерживают расстояние от пятки до носка креплений более-менее постоянным. Но главная задача усложнения любых платформ – спасти лыжу от искажения самой платформой! Поэтому все чаще используются разрезанные посредине или двухярусные платформы высотой до 25 мм. Самые высокие платформы (до 35 мм) - жесткие в форме наковальни с коротким основанием используются для радикального карвинга. Платформы могут быть предустановлены на лыжах, поставляться как деталь креплений или отдельно.
Зачем нужны вживленные в лыжу рельсы под крепления?
Прежде всего для интеграции лыж-креплений в единую систему. Это очень удобно.
Рельсы могут делать все то же, что и специальные сложные платформы. Все больше моделей лыж предлагаются с такими системами. Крепления легко ставятся-снимаются и настраиваются на любой размер подошвы. Упрощается выбор (только соответствующие модели лыж-креплений).
Подъем ботинка складывается из толщины лыжи, платформы (лифтера) и креплений.